Использование нетрадиционной техники «пластилинография» в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями на занятиях дефектолога.
Еще Сухомлинский сказал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев... Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, тем глубже … взаимодействие руки с природой, с общественным трудом - чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
У многих обучающихся с умственной отсталостью малоподвижна кисть, слабо развита мелкая моторика. Отставание в психомоторном развитии обучающихся проявляется совместно с нарушением речевого развития, недостаточностью представлений об окружающем мире, с незрелостью эмоциональной и волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности.
Использование подручного материала на занятиях пластилинографии способствует более полному раскрытию творческих возможностей обучающихся, позволяет им познакомиться с материалами и выразительными средствами, развивает фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
В ходе создания лепных картин, во время манипуляции с пластилином происходит естественный массаж - Су-Джок терапия. Подростки любят и регулярно делают этот массаж на занятиях, он воздействует на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и профилактики речевых нарушений.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.
Пластилинография – это техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая часть слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
При работе с пластилином используются различные приёмы лепки:
раскатывание,скатывание,оттягивание,заглаживание,сплющивание,прищипывание,надавливание и размазывание, прямая,обратная,контурная, мозаичная,многослойная, модульная.
Каждая из представленных техник – это маленькая игра. Их использование позволяет подросткам чувствовать себя раскованно, непосредственно, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Педагог-дефектолог Румянцева У.А.